МОЖНО ЛИ ПРИУЧИТЬ К ЧТЕНИЮ РЕБЯТ 9-ТИ - 12-ТИ ЛЕТ? КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

МОЖНО ЛИ ПРИУЧИТЬ К ЧТЕНИЮ РЕБЯТ 9-ТИ - 12-ТИ ЛЕТ? КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

Часть вторая ответа на комментарии.  О школьниках 9-ти - 12-ти лет..

  1. Ещё раз вернёмся к Вашему комментарию: "У вас тут речь идёт о детских произведениях для дошкольников.... А вы лучше обсудите детскую литературу для 9-12-летних детей. Им родители уже не читают. А то, что хотят читать дети 9-12 лет, вы не пишете. Поэтому пока вы тут рассуждаете, они погружаются в компьютерные игры. И пройдёт время и вы - "детские писатели" им не будете нужны. Они и "взрослых" книг читать уже не будут. Лучше подумайте и обсудите, как привлечь к чтению рассказов детей 9-12 лет. А дошкольникам родители и так найдут что почитать. Всё уже написано до ВАС. А вот попробуйте заинтересовать современных подростков чтением! Слабо?"

 

Советские - российские детские писатели писали и продолжают писать и после 30-40-х годов прошлого века. Да, в магазинах их произведений можно не найти. Вследствие коммерциализации книгоиздания и книгораспространения в современном капиталистическом периоде жизни нашей страны их произведения, написанные в 90-х годах прошлого века и 1-х - 20-х  годах века нынешнего, зачастую изданы за свой счет очень маленькими тиражами, да и те распространяются "ручным способом" среди очень небольшого количества читателей. Вот это настоящая БЕДА современной детской литературы. Есть очень немного издающихся и выходящих более или менее значительным тиражом писателей, но в основном протекционистским способом и не всегда это высококачественная литература.  А вот переиздание хороших книг очень ограничено из-за опасения издательств нерапространения их вследствие  того, что вдруг современные дети, воспитанные в современное время.  общества, и разве это неинтересно - как же жили уж не отцы и матери, а хотя бы бабушки и дедушки, которые почему-то довольно часто ностальгируют по этой эпохе? Разве не интересно в неё заглянуть хотя бы из любопытства?). (Что, спрашивается? У всех же обширная переписка Вконтакте, в Одноклассниках, в Фейсбуке - разве они не рассказывают друг другу, своим сотням друзей о своих мечтах, взглядах и т.п? Вы прочитали хотя бы две книги из того "далёкого" прошлого - "Черемыш - брат героя" Л. Кассиля и "Дикая собака динго или повесть о первой любви" Р. Фраермана? Разве чувства и мысли детей именно этого возраста из той эпохи очень уж сильно отличаются от мыслей и чувств  ребёнка, подростка, из нынешней эпохи? )Но вот именно беда в том, что у них, этих детей, ведь и учителя-то могут оказаться такие же... Недавно прочитала в Инете письмо учителя русского языка и литературы в средней школе, 26-ти лет: он сетует на то, что книги по его предмету написаны пятьдесят лет назад, в них встречаются непонятные слова, и дети смеются. А слова-то какие: "озимые" и "яровые".... А вы знаете, что это такое? Не знаете? У вас хватит соображения хотя бы ткнуть стрелкой в  поисковик и узнать, что же это за такие таинственные "озимые" и "яровые"?.. А у него, который точно хлеб каждый день ест, и воспитанный около компьютера, нехватает этого самого соображения. Не воспиталось. Чему же он может научить детей? Если, встречая в тексте атрибуты вчерашнего дня,  читатель-ребёнок  теряет интерес к чтению, значит, он не просто не любопытен, ему всё до лампочки, или как там теперь говорят - фиолетово и т. д. Он просто лентяй. Повторюсь: как же он будет в будущем что-то исследовать, открывать, создавать? А никак. Он этого не умеет. Ему это неинтересно. Это мы не проходили. Это нам не задавали.  По-видимому современному ребёнку вполне естественная любознательность не свойственна. Вернее, не воспитана в нём, не привита... (Выходит, что от упоминания незнакомого понятия он шарахается как от привидения? И из-за этого не хочет дальше читать? А перед ним хотя бы нет компьютера, тем более что кое у кого он практически в смартфоне: ткни стрелкой (или пальцем) в поисковик, и тебе всё расскажут и покажут?  Выходит, что у ребёнка нет элементарного любопытства, любознательности к познанию незнакомого, неизвестного, заложенного природой в любой живой организм, благодаря чему возникла и развилась в значительнейшей степени сама жизнь. Разве любопытство, любознательность - это не жизненная необходимость всего живого познавать мир, всё и новое и непонятное, и  старое, но непознанное в нём, и узнавая, устраиваться в нём? Иначе не было бы жизни! Если у ребёнка нет интереса  к раскрытию, познаванию неизвестного, какой из него вырастет исследователь, какие открытия он может совершить, что сконструировать? Какую экономику и прогресс осуществлять? А может, шараханье от незнакомого "атрибута" - это просто оправдание отсутствия, неразвитости элементарной любознательности, любопытства, это  оправдание нежелания читать, неумения читать, неумения думать и мыслить, отсутствия воображения, необходимого читающему, а не бездумно смотрящему на экран, элементарной лени? Но книги-то - не только рассказы - они же не об атрибутах. Атрибуты - это всего-навсего технология, инструмент. Книги-то о людях, о их душах, мыслях, мечтах, поступках, нравственном становлении. Причём здесь "атрибут" как таковой? Огнестрельное оружие появилось в Европе в XIV веке, а уж в войне 1812 года  оно точно было на вооружении всех армий. А вот на французов наводил ужас древний атрибут - луки со стрелами "северных амуров" - башкирских всадников, служивших в 1812 году в российской армии. Вот тебе и атрибут! Пушкин проникновенно писал о любви  гусиными перьями, Тургенев (возможно), Ахматова, Цветаева - стальными  (вполне возможно разводя чернила для них из химических карандашей), Симонов (вероятно) печатал на пишущей машинке, а сейчас писатели пишут на клавиатуре компьютера. И что? Любовь от того, что о ней пишут разными "атрибутами", перестаёт быть любовью?)

 

2.Они хотят читать...   А что?

А теперь попробуем разобраться в вашей тираде:  "А то, что хотят читать дети 9-12 лет вы не пишете. Поэтому пока вы тут рассуждаете, они погружаются в компьютерные игры. И пройдёт время и вы - "детские писатели" - им не будете нужны. Они и "взрослых" книг читать уже не будут. Лучше подумайте и обсудите, как привлечь к чтению рассказов детей 9-12 лет. А дошкольникам родители и так найдут, что почитать. Всё уже написано до ВАС. А вот попробуйте заинтересовать современных подростков чтением! Слабо?"

А. Да, многим детским писателям слабо. Лично мне тоже. Когда мне было 9 лет - передо мной был открыт громадный мир книг - полки библиотек, уставленных великолепными по содержанию,  в основном в скромных обложках, книгами. Обо всём в мире! Скромные, но драгоценные полки с книгами в своих квартирах. Не скажу - "все" , статистики нет, но по крайней мере большинство детей наших старших поколений были читателями. Библиотекари на некоторые книги даже вводили очередь. Читали, читали, читали. При свете фитилька под кроватью, тайком от родителей, беспокоившихся о нашем зрении. Читали  на переменах, а то и на уроках, пряча книгу на коленях под партой. О великих путешественниках - о Пири и Амундсене, о Суворове и Кутузове, об Иване Сусанине, о Павке Корчагине, о дальних странах и недалёких деревнях, о Москве и Лондоне... о "Дикой собаке динго...", об "Оводе" и "Чёрной Салли", о "Тимуре и его команде"... Жюль Верн, Майн Рид, и многие другие не застаивались на полках... И о том, как жили люди до нас, в далёкие и не очень далёкие времена... И Бориса Житкова, и Льва Кассиля, и Аркадия Гайдара, и Геннадия Фиша, и многих-многих других. Да разве всё перечислишь? "О подвигах, о доблести, о славе..." О повседневных трудах наших предшественников и современников. Да, мы читали, переживали, обдумывали, обсуждали, мечтали, вольно или  невольно впитывали в себя и новое знание, и нравственные качества патриотов своей родины, её будущих созидателей.

Но ведь этот огромный мир никуда не делся! Он только ещё и обогатился и новыми героями и их повседневными и героическими делами и буднями, новым знанием, новыми открытиями, новыми гипотезами, теориями  и технологиями, в конце концов! Почему же он неинтересен современному 9-12-летнему ребёнку? Извините, но уж не писатели в этом виноваты.

Почему нынешние библиотеки засыпаны принесёнными книгами, и даже около мусорных ящиков можно обнаружить выброшенные книги, целые подписки, хорошие, добротные, умные и интересные? Почему вместо полок и шкафов с рядами интересных, увлекательных, чудесных книг, по корешкам которых можно с любовью провести рукой и выбрать одну из них и читать, читать, читать - пусто! Родители выбрасывают этот мир больших кораблей, заменяя его утлым судёнышком в виде телевизора, компьютера и даже электронной книги. В Интернете, который нагло заявляет: "найдёте всё!" Ан нет! искала стихотворение, запомнившееся мне с детства, но без имени автора - тогда об этом как-то не думалось. Не нашла, как ни описывала! А в публичной библиотеке, пересмотрев журналы подходящего 1940 года, нашла! Подойду и могу снять с полки книгу, которая написана триста- четыреста лет тому назад. А попыталась обнаружить в интернете - нету!

Если родители выражают такое безнравственное отношение к книге, выбрасывая ( в лучшем случае отдавая за бесценок перекупщикам или относя в ближайшую библиотеку) то, что с такой любовью (в основном) приобреталось (в сущности за приличные деньги, которые не были съедены, прокатаны на каком-нибудь  развлечении и т.п.) "предками", вы хотите, чтобы ребенок уважал книгу? Писателя? Слушал, читал его? Если книжка покупается малышу как "разовая", чтобы он имел право и возможность её разорвать в клочья - детям нравится звук разрываемой бумаги? Вы хотите, чтобы детские писатели заставили ребёнка уважать книгу? По телевизору показывают много фильмов о том, как обустроить интерьер - и ни в одном интерьере не присутствует хотя бы мало-мальская книжная полка. Полки, заставленные безделушками... А художественные фильмы? Если в кадре промелькнули книжные полки, это или ещё советский фильм, или о советском времени, спасибо, если без оплевания советской власти.

Конечно, мы, дети того времени, были идеологизированы и политизированы. И это очень хорошо.  Именно так воспитанные, в том числе и книгами, может быть, даже по большей части книгами: («Чтение – вот лучшее учение». А.С.Пушкин, «Всем лучшим во мне я обязан книгам». М. Горький), победили в самой страшной войне, построили социализм - лучшее из приобретений социумов в истории человечества, построили несметное количество, многие тысячи  (~38000!) фабрик, заводов, прочих предприятий, производств - "рабочих мест", если  хотите выразиться по-современному, и освоили множество гектаров залежных и невостребованных ранее земель, открыли громадное количество и освоили  множество месторождений полезных ископаемых даже в Арктике... Да что там говорить... В нашем с вами Челябинске построили ЧТЗ, ЧМЗ, КПЗис, ... далее вспоминайте сами.

Ладно, это политика. Оставим её в стороне и посмотрим, что случается в этих поколениях, воспитанных по-новому. С постоянным просмотром всякого рода телевизионных и компьютерных передач, игр (сами знаете, чьего производства) и не читающих книг. На примере вполне современном: один малолетний (9-12-летний) оболтус, воспитанный "не под давлением", без идеологии и политики (кстати, отсутствие идеологии - это тоже идеология), так вот, воспитанный в этой новой безнравственной идеологии,  запускает снежок в проезжающий мимо "гелендваген", оттуда выскакивает  вполне взрослый оболтус, тоже воспитанный по-новому, без идеологии и не под давлением, и избивает маленького оболтуса до полусмерти. Дальше ещё интересней - родители ведут избитое дитя в больницу, даже не пытаясь пойти в полицию. И только врачи, по закону обязанные сообщать о подобных вещах правоохранительным органам, делают это.

А как вам совершенно немыслимые вещи в советском ( в отличие от постсоветского) пространстве - не пропускание во дворах, на улицах и т. п. машин скорой помощи, едущих по вызову к умирающему человеку... Как совершенно немыслимые избиения вплоть до убийств  врачей пациентами, учителей учениками... Пока я пишу, пытаясь выкарабкаться из всех этих вычуров жизни, происходят трагедии в школах в Перми, в Бурятии да и в родном нашем Челябинске с применением вполне современного атрибута на все времена - ножа...

Полагаю, что Вам это было неинтересно читать. Брюзжание стариков. "Это было ваше время, а теперь наше"? Вам оно нравится?

Б. Второй момент, о котором я хочу вам сказать. Вы, наверное, думаете, что писатели всё в своих произведениях выдумывают.  Ошибка. Писатель всё, о чём он собирается написать, уже пропустил или пропускает через себя. Те мысли, которые он вкладывает в головы своих героев - это его мысли или его полагаемые и предполагаемые ответы. Он может придумать антураж - фабулу, обстановку и т.п. -  но опять-таки который так или иначе ему известен и понятен из его жизненного опыта. А всякий опыт должен быть осмыслен, обработан, а персонажи чаще всего собирательные, даже при наличии прототипов. А для этого нужно жизненное время. Тем писатель отличается от журналиста, который пишет по горячим следам, ещё иногда толком не оценив, не обдумав, не осмыслив событие. Поэтому писатель всегда более или менее  отстаёт от события. 

Первые книги, солидные, серьёзные о войне, например, появились через несколько лет после её не только начала - даже конца. А ведь она длилась без малого четыре года! Конечно, были и немного ранее вышедшие - но всё-таки через промежуток. Так же, как и кинофильмы - посмотрите статистику - первые фильмы, снятые во время войны - это исторические, по выверенным жизнью сюжетам и книгам. И только через два-три года появились и "Два Бойца" (1943), и "Жди меня" (1943)", и "В шесть часов вечера после войны"(1944)...

Из всего сказанного я и хочу сделать вывод - почему у нас нет, во всяком случае очень мало (может быть, просто я таких не знаю) добротных детских книг по нынешнему моменту. Современных, о современных детях, книг, идущих в ногу с нашим временем.

Детский писатель, как правило, вернее, в большинстве случаев, за редким исключением, ощущает себя таковым чаще всего после появления и воспитания собственных детей, а то и внуков. То есть это человек практически пожилой, более старшего поколения, он попросту не знает это нынешнее молодое поколение, вследствие ритма нашей жизни.  О чём оно думает? И думает ли вообще? Что ждёт от жизни? К чему стремится?

Конечно, есть книги - многочисленные "квесты" с пустопорожним приключенческим содержанием, есть книги, что всё создается кругом сплошным волшебством, и надо, как в Чевенгуре, сидеть и ждать, сложа руки, чтобы пришёл волшебник и всё сделал... Что называется - ни уму, ни сердцу. Ни стремления к деятельной жизни, ни романтики (кроме ожидания волшебства), ни хотя бы тайных мечтаний о героизме, подвиге, что было свойственно детям этого возраста вообще всех предыдущих поколений...

Вы хотите, чтобы мы, писатели, всё это исправляли? Выкладывали свои умы, сердца, чувства? Мы же не возражаем, но... Будут ли они это читать? Мне очень хороший библиотекарь, имеющая 40 лет библиотечного стажа, говорит: нынешние дети это читать не будут, это им неинтересно. Так стоит ли метать бисер? Лошадь можно привести к водопою, но заставить её пить невозможно.

Так что делать? Давайте работать вместе. Вы, читатели, и наверное, имеющие детей. Вдумайтесь и помогите нам, пишущим - вот только я пока, имея около 700 просмотров материала, в течение  двух лет не получила ни одного отклика, кроме двух идентичных ваших.

Да, мне слабО написать такую книгу - не зная броду, соваться в воду. Я и не буду. Пишу, и полагаю, не очень слАбо, о своём детстве в этом возрасте. Но это совершенно другие истории, другая жизнь. Но не другие ценности. Я считаю, что то, о чём я пишу, должно находить отклик в душах детей хотя бы для сравнения с современной жизнью. Сравнение - вещь всегда полезная. Наверное, кто-нибудь из моих соратников, более знающий современных детей, их запросы и интересы,  может написать и напишет такую - правдивые, честные, нужные книги - пожалуйста. Давайте работать вместе.

Северина Школьникова, админ

 

Просмотров: 227

Еще нет ни одного комментария. Вы можете добавить его первым!