ПРО СВИНКУ Свинке маленького роста Жить в свинарнике непросто! Чтобы кушать из корыта – Быть приходится сердитой! Вроде бы грамотно и литературно изложена мысль о том, что в жизни иногда надо толкаться локтями, чтоб добиться успеха. Но оказывает ли это стихотворение неизгладимое впечатление, воспринимаемое вначале не столько разумом, сколько чувствами? Потрясает ли необычностью взгляда? Заставляет ли увидеть в жизни нечто ранее неведомое, или так освежает старое, что вздрагиваешь? Нет. К сожалению все в нем воспринимается, как информация к сведению. Эмоционально не окрашено и не цепляет за душу, не волнует чувства. Автор просто обозначил проблему, но не вынес ей своего страстного осуждения или одобрения. Не ясно, а как ко всему этому он относится, какую позицию в жизни поддерживает сам? Поэтому стихотворение «Про свинку» нельзя считать законченным, оно еще, как бы «недопереведено», а, вернее, не доведено до ума. Оно имеет право на существование. Но если хочешь взлета, если хочешь, чтоб оно поразило других - надо поискать сначала в себе: а как ты к этому относишься? А уж потом найти такие слова и форму их подачи, чтоб это свое отношение через сердце донести до ума читателя. Может быть так? Федя, Баба Яга и 8-е марта. Розы крепко сжав в руке, Федя В лес пошел к Яге. Та от радости Как ахнет! - Славно! Русским духом пахнет… Улыбнуло? А чем? Каково же идейное содержание (проблематика) этого стихотворения? Перед нами образ наивного и душевно доброго героя, которому, возможно, в школе наконец-то объяснили отчасти верное, но шаблонное, что женщины – это самое прекрасное на свете! Потому что они дают нам жизнь. И дай им волю руководить миром – в нем никогда не будет войн! Агааааааа! Посмеявшись, подумает ребенок, прочитавший это стихотворение. А Бабушка-то не розы… а мальчика унюхала… Скушать его хочет… Получил ли какую-то новую информацию читатель? Да. Не все женщины олицетворяют добро. Получил ли он это знание через скучное наставление – или она пришла к нему в игровом необычном, а, значит, запоминающемся виде? Да, стихотворение игровое! Есть ли здесь позиция автора? Конечно! А на чьей он стороне: добра или зла? Он на стороне добра. Это же автор послал мальчика с розами к неоднозначной Бабушке, чтоб она порадовалась доброму поступку и от радости стала добрее. Но Бабушка еще не сделала выбор: съесть мальчика или поблагодарить? Однако у читателя уже есть возможность посмотреть на эту живую картинку и самому порассуждать о том, как же надо поступать в жизни по отношению ко всем женщинам (всем людям)? Одинаково, или – избирательно? А может еще и о том, а каково должно быть добро: с розами или… с кулаками? Так маленькое стихотворение, вполне понятное и интересное по подаче для ребенка, может нести и скрытый глубокий смысл, разгадывая и понимая который, ребенок на ступеньку выше поднимается из своего детского состояния к более взрослому уровню миропонимания и мировоззрения. И заметьте, автор не навязывает своих мыслей – он дает лишь яркий импульс самому читателю порассуждать над проблемой. Помочь ребенку научиться самостоятельно мыслить – это ли не цель воспитателя. Так что здесь поэт выступает и как художник, и как мудрый воспитатель. Поэтому это стихотворение можно считать истинно детским. Анализ содержания литературного произведения заключается в том, чтобы через внимательное рассмотрение всего изображенного углубиться до понимания выраженной в нем эмоционально-обобщающей мысли писателя, его идеи. Говоря словами Чернышевского, писатели, воспроизводя и объясняя жизнь, еще и выносят приговор явлениям жизни. Именно, благодаря, идейной оценке, заключенной в образах произведения, они так сильно действуют на мысли, чувства и волю читателей и слушателей, на весь их внутренний мир. Проблематика – это идейное осмысление писателем тех социальных характеров, которые он изобразил в произведении. Для этого ПИСАТЕЛЬ ВЫДЕЛЯЕТ И УСИЛИВАЕТ ТЕ СВОЙСТВА, СТОРОНЫ, ОТНОШЕНИЯ ИЗОБРАЖАЕМЫХ ХАРАКТЕРОВ, КОТОРЫЕ ОН, ИСХОДЯ ИЗ СВОЕГО ИДЕЙНОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ, СЧИТАЕТ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫМИ. ТОЛЬКО ЛИ «ПРЫГАЛКИ И ВЕСЕЛИЛКИ»? Важную тему подняла в ходе нашей с ней эпистолярной дискуссии детский поэт и редактор из Челябинска, проживающая сейчас в Израиле, Северина Школьникова. Она отстаивает право на существование в детской поэзии стихов, несущих не только радостное и игровое начало – но и стихов, окрашенных печалью, грустью, нежными и тихими раздумьями. Потому что они так же являются неотъемлемой частью формирования души человека. «Ребенок ведь для своего нравственного становления, - пишет мне Северина, - не должен только прыгать и скакать, только лишь наполняться счастливыми эмоциями и не уметь при этом переживать и сопереживать свое горе, и за другого. Не помню, чьи слова, но мне очень НЕ нравилась песенка для детей, которая где-то в 60-х, по-моему, годах у нас звучала: "Разве есть на свете горе такое, что тебе об этом плакать стоит?" Предполагалось, что такого горя нет… Есть! И ребенок не вырастет нравственным, если не будет сочувствовать горю, если не будет плакать от горя. Даже в самой благополучной семье. Конечно, не того горя, что не купили сласти или куклу, или не дали поиграть в очередную стрелялку на компьютере. Разве болезнь или смерть родственников, даже гибель любимого животного - это не горе? А ребенка учат не обращать на это внимания. Пересмотрите сейчас литературу, написанную для детей и вывешенную на сайтах… Почти сплошь – тексты учат, если не прыгать и скакать, то, во всяком случае, идти по жизни этаким жизнерадостным бодрячком, которому все нипочем! Любое горе ему по колено, не только чужое, но и то, которое должно быть своим. Просто боятся пишущие огорчить ребенка, стресс ему причинить. Но что же уже выросло в результате действия такой песенки и такого воспитания? Сколько озлобленных, вместо сочувствующих… Сколько не понимающих чужой боли… Хотя, конечно, и у самой рука не поднимается писать о грустных вещах. Наверное, для этого необходимо что-то более масштабное, чем небольшое стихотворение». Согласен с Севериной, что ребенка нельзя ограждать от этих сторон жизни. Но с изображением печального и грустного в жизни, на мой взгляд, надо быть очень осторожным, держать выверенную позицию. Ибо душа ребенка чрезвычайно ранима. Наверное, поэтому почти всегда маленьким про смерть родственников говорят – что они ушли жить на небушко. Ребенок до 13 лет не в состоянии понять и принять – что и он тоже смертен. Настаивать на этом, нанести неизгладимую травму его душе и психике. Но как все таки решить эту важную для воспитания проблему через стих? И возможно ли это? Может ли искусство сделать человека душевнее, заботливее, нежнее, бережнее к другому? С одной стороны, и от поэтов и искусствоведов слышал такое высказывание – что искусство еще никого не сделало добрее. И то правда – сколько страшных дел творилось всю историю человечества в замках и дворцах, уставленных прекрасными скульптурами и увешенных великолепными картинами. В этих дворцах, где плясали быстроногие красавицы и пели чудные и сладкие голоса – травили ядом, душили подушками, замуровывали в стены, держали на цепях. А, если вспомнить фашистов, собравших по всей Европе награбленные произведения искусства, любующиеся на них в своих тайных замках и бункерах, и одновременно провозглашающих человеконенавистническую мораль – то и, впрямь, сильно усомнишься в воспитательной силе искусства. Но с другой стороны, разве не было в вашей памяти таких задушевных песен, стихов, которые пронимали до самого нутра и как бы невзначай звали вас быть лучше. И что же имел в виду Достоевский, сказавший крылатое: красота спасет мир? Участник нашей дискуссии Александр Марк, верно подметил, что дети до определенного возраста «бессовестны», то есть еще плохо способны к сопереживанию, не умеют вживаться в состояние другого человека. Вспоминаю свою дошкольную подружку, которая важно заявила мне, что она волшебница и умеет оживлять мертвых. Дочь Евы! Она потащила меня в кусты бурьяна – там пищал новорожденный котенок, которого выбросили хозяева. Галя взяла половинку кирпича и ударила розовую «сосиску» по голове. Котенок затих, беззвучно разевая рот в предсмертных судорогах. Тогда девочка схватила его – и плюнула в мордочку. Он опять запищал. Она долбанула снова – и он опять затих. Плюнула – ожил. Детям нравится разрезать червячка, чтоб посмотреть что у него внутри. Оторвать мухе крылья, чтоб посмеяться над тем, как она бегает. Надуть лягушку через соломинку и пустить в воду – утонет или нет? Стукнуть другого ребенка банкой по голове и посмотреть, что получится. Раздавить паука и посмотреть на мокрое место. Могут ли стихи для детей (я не имею ввиду не зарифмованные наставления), а именно стихи, как произведение искусства как-то исправлять и корректировать эти естественные рудименты невоспитанности? Вот, например, стихотворение Татьяны Уманской. Эй, ты кто? Смешной и звонкий, Кожа, кости, перепонки. Тянешься, как я спросонок. - Отпусти! Я – лягушонок! Говорит ли это стихотворение прямым текстом, что братьев наших меньших, надо любить и уважать, как себя? Нет. Просто нарисована живая и трогательная картинка лягушонка, зажатого в кулачке. Хрупкого, слабенького - «кожа кости, перепонки». Это животное. И, в то же время, лягушонок похож на ребенка - «тянешься, как я спросонок». И возникает к нему чувство жалости, сочувствия, стремления отпустить, чтоб это дитя природы и дальше жило, прыгая по нашей прекрасной земле. Как же сделано такое маленькое чудо воспитания? Через предметное изобразительное начало - живой образ. И, в то же время, через лирическое переживание, пропущенное через внутренний мир автора, его умонастроение и эмоциональное отношение к жизни. Именно образ, именно яркое, запоминающееся лирическое переживание, входящее в наше сердце, формирует затем и нашу мысль. Возможно, затем эта мысль станет и нашим убеждением. Путь к разуму через сердце - это тот самый надежный путь воспитания, и формирования личности, который надежней всяких окриков, приказов или плакатов, призывающих любить природу, не делать тот или иной нехороший поступок, лучше долгих и нудных наставлений и разъяснений. Художник должен найти такой способ подачи материала, чтоб он незаметно, как горчичное семя, упал на благодатную почву детской души, и вырос с годами в могучее дерево уверенности и убеждения. Честь и хвала тому поэту, который найдет этот способ подачи материала, эту тонкую и хрупкую грань, подведет к ней ребенка, дав яркий и запоминающийся нравственный урок, но не переступит границу, чтоб не нанести травму. Детям нужны разные стихи. Веселые – учат радостно и оптимистично воспринимать окружающий мир. Лирические – помогают проникнуть в сердце тем мыслям и темам, над которыми следует задуматься. Рассудочные – четко, как математическую формулу, докажут неопровержимую истину. Сатирические – обнажат самую суть отрицательного. А все они вместе будут способствовать формированию ЧЕЛОВЕКА ДУМАЮЩЕГО, СОПЕРЕЖИВАЮЩЕГО, СПРАВЕДЛИВОГО, ОТВЕТСВЕННОГО, МУДРОГО И ЖИЗНЕРАДОСТНОГО. ДОБР ЛИ ДЕТСКИЙ ПОЭТ? Неожиданную тему для разговора о проблемах детской поэзии подсказал участник дискуссии Виктор Один. Вот что он пишет. «Добрый день, Геннадий. Вот и я зашел к Вам на дискуссию. Очень приятно видеть в интернете подобные - серьезные темы. Спасибо Вам. От себя добавлю: стихи должны быть ДЕТСКИМИ! Автор, пишущий для детей - должен быть сам ребенком. Испытывать чувство детства. И конечно, самый важный критерий для детского автора и для автора любого(!) - нравственные и этические внутренние нормы. Качества души. Именно качество души автора - в первую очередь влияет на формирование тех или иных отношений к его произведениям... но, главное(!) - влияет на формирование воспитания! Дети чувствуют душою: доброту, сердечное тепло, сияющую любовь. С радостью принимают в себя эти великие чувства. Здесь совершенно уместно напомнить о ПРОДОЛЖЕНИИ ДУШИ ПОЭТА. Именно через стихотворения, поэзию - душа автора легче всего находит свое продолжение в душах читателей. С уважением». Хотелось сразу ответить Виктору, что совершенно согласен. Но, подумалось, а точно ли это будет? Ведь встречал немало отзывов о поэтах, да и их стихов – где они прямо или косвенно говорят, что не столь уж преисполнены к детям «добротой, сердечной теплотой и сияющей любовью». И чувствовал, что лично меня не всегда привлекают, отраженные в их стихах «нравственные и этические внутренние нормы, качества души». Скажем, у Даниила Хармса противные старухи постоянно вываливаются из окон. Согласитесь, картина не очень-то человеколюбивая. Странные чувства вызвало и четверостишие Ренаты Мухи, давно помещенное в одном журнале для детей, а потом встреченное в детской книжке. Вот оно: Толпа у причала Спортсмена встречала И долго качала. Но не откачала. И уж совсем не прикрывает своего негативного отношения к детям Олег Григорьев. В кустах с одной бутылкой Сидели два бомжа, И тут бегут с посылкой Два толстых малыша. С закускою допили Бомжи свою бутылку, А косточки забили В ящик от посылки. Или: Крадучись, словно вор, Иду я проходняками, Полон детишек двор, В меня запустили камень. Двор показался мне адом, Навели на меня пушку, Задом прячусь я за дом, Сбил с молоком старушку. Все молоко разлилось, Старуха как треснет бидоном, Всерьез, видать, разозлилась, Упал я в лужу со стоном. - Боюсь детских игрушек, А больше детей и старушек. Согласитесь, что не однозначная, а порой и странная для детской поэзии тематика заключена в этих стихах. В одном случае детям предлагается посмеяться над тем, как толпа, ожидающая спортсмена-пловца, встречает его в волнах, но уже, как утопленника, и откачивает. «Гы-гы!» – скажет ребенок без всякого сочувствия. В другом – и вовсе намек на каннибализм и откровенное признание в нелюбви детям. Хотя и здесь и там – все сделано мастерски. У Ренаты забавная игра словами и понятиями. У Олега – нетривиальность образов, великолепные рифмы, и столь же виртуозная игра понятиями и их полутонами. При этом надо сказать, что есть у названных поэтов и другие, кроме этих, вполне «приличные» и забавные стихотворения. Что не отнимает у них права называться поэтами, пишущими для детей. Так что? Признать, что те качества, на которые указывает Виктор Один, как первооснову детского поэта: «Нравственные и этические внутренние нормы. Качество души автора …(которое) - в первую очередь влияет на формирование тех или иных отношений к его произведениям...» - не совсем точны? Тогда что же еще за душой должен и может иметь детский поэт? Попробуем предположить. Наверное, в первую очередь, ЗНАНИЕ ГЛУБИН ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОИИ. УМЕНИЕ БЫТЬ НЕЗАШОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ВО МНОГОМ ВЫДУМАННОГО НАМИ МИЛОГО ПУПСА – А ЗНАТЬ РЕАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР РЕБЕНКА, КОТОРОГО, ОСТАВЬ БЕЗ ПРИСМОТРА – ТАК ОН ЗА СУТКИ ЛЕГКО РАЗРУШИТ МАЛЕНЬКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ! А ТАК ЖЕ МАСТЕРСТВО АВТОРА! НУ, И КОНЕЧНО, ЖИЗНЕННУЮ МУДРОСТЬ.
|